- История создания и этапы развития
Историко-краеведческий музей МОУ СОШ № 15 :
Дата открытия: 8 сентября 1998 года, приказ № 29 от 1 июня 1998 года.
Общая площадь: 37 м2, экспозиционная площадь 37 м2, помещение для хранения фондов отсутствует.
Городской музей, оказывающий методическую помощь: "Благодарненский районный историко - краеведческий музей им. П.Ф. Грибцова"
Знакомьтесь: Историко-краеведческий музей МОУ СОШ № 15
г. Благодарного Ставропольского края
Цель работы : воспитание и поддержание у детей и молодежи чувства гражданского долга, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей.
Задача : помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять специфику его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой , историей и культурой страны , мира , а также научиться общению и умению работать в коллективе.
Направления работы музея :
1.Летопись родной школы, родного города.( создание летописи школы и города с момента образования и до сегодняшних дней, сбор фактов, фотоматериалов, статей, свидетельств очевидцев)
2.Литературное краеведение.( знакомство с творчеством и биографиями писателей и поэтов Ставропольского края, стимулирование творческих начинаний детей)
3.Исторический некрополь России. (организация выявления, учета и описания, охраны исторических некрополей ( братские могилы, мемориалы)
4.Великая Отечественная война (приобщение детей к изучению летописи событий Вов, добывание новых свидетельств очевидцев о подвигах, предательствах, победах, поражениях, радостных и скорбных буднях войны)
5.Земляки. ( сбор материалов о выдающихся земляках)
6.Этнография (изучение местных преданий, праздников, обрядов, промыслов, ремесел ,духовной культуры, связь с районным музеем.)
7.Военное дело (развитие физической закалки и выносливости, активное приобщение к военным знаниям и основам безопасности жизнедеятельности).
Клуб «Патриот» организован в 1998 году на базе комнаты боевой славы при кабинете истории. С 1999 года школьниками и учителями Шерстобитовым В.В. , Логачевой В.В., Луценко Т.В. открыто стационарное помещение школьного Историко-краеведческий музея . Основой для его возникновения стали материалы, собранные школьниками в процессе внеурочной деятельности.
На фото Татьяна Владимировна Луценко,руководитель клуба «Патриот» на встрече с Кашкаровым Виталием Сергеевичем, участником боевых действий в Чеченской ресбублике. (2000 г).
В 2000 году команда клуба «Патриот» заняла 1 место в краеведческой викторине «Знай и люби свой край» в рамках акции «Я живу на Кавказе».
В 2002 году коллектив членов клуба принимал участие в краевом конкурсе в рамках Всероссийской акции «Я - гражданин России» с проектом «Школа будущего», за что награжден грамотой Министерства образования Ставропольского края за вклад в разработку социально-значимых проблем.
В 20013 году представленная на конкурс программ патриотических клубов Программа работы клуба «Патриот» заняла 1 место в районе.
С 2019 учебного года заведует школьным музеем Болоцких Ирина Васильевна.
В 2022 в конкурсе школьных музеев 3 место в районе.
Фонд историко-краеведческий музея составляют предметы домашней утвари (Это предметы быта: утюги (на углях), крынки, прялки, керосиновые лампы, самовары, деньги металлические и бумажные разных времён и юбилейные награды) книги, редкие фотографии, значки, которые переданы в дар залу учителями и учащимися , родителями.
В настоящее время проводятся школьные акции « Моя родословная», «Путешествие в свое прошлое», «Когда им было столько , сколько нам сейчас», «Исторический некрополь», «Ветеран живет рядом», «Герб России», проведена перепись населения уч-ся школы и составлен национальный паспорт школы. Ведется поисковая работа , посвященная выпускникам школы, прошедшим воинскую службу в Чечне.
Школьный зал исторического краеведения неоднократно отмечался в числе лучших, действующих в учреждениях образования Благодарненского района.
В зале имеется 9 основных экспозиций, которые оформлены в едином стиле. Разделы экспозиций:
- « Старинный быт и народные промыслы »
- « Листая прошлого страницы»
- « Сороковые- роковые…»
- «Ставропольцы в годы Великой Отечественной войны»
- «Из истории школы»
- «Путешествуем по Благодарненскому району»
- «Я живу на Кавказе», «Война на Кавказе»
- «И музыка звучит.»
- « Окаменелости Сарматского моря».
- Земляки. СВО.
В зале собран большой материал по истории села (ныне города), школы, о периоде Великой Отечественной войны. Материал представлен в виде стендов, витрин, альбомов. Среди экспонатов музея есть предметы быта, орудия труда, оружие, коллекции монет и значков, награды, символика школьных детских организаций, произведения народного творчества, предметы археологии и документы, открытки, журналы, книги, нумизматика, знамёна.
Наиболее ценные предметы основного фонда:
-медные монеты достоинством 5 коп, 1 коп, 2 коп. 18 века
- медали «Великая отечественная война»
- «Орден Материнства 3-ей степени»
- самовары 19 века
- рогожка ,которой более 100 лет (!)
- прялка рабочая(!)
-утюги периода 18 и 19 века
- каска времен Великой отечественной войны, портсигар, фляжка
и конечно же окаменелые фрагменты бивня мамонтенка (!), окаменелые фрагменты позвоночника кита, обитавшего в Сарматском море.
Численность музейных экспонатов
За годы своего существования школьный музей духовно –нравственного , а также военно-патриотического направления уже добился определенных результатов, школой был накоплен достаточно богатый опыт краеведческой работы:
На 2021 год в музее представлено 188 экспонатов всего, из них подлинных 54; количество экспонатов, представленных в экспозициях – 188.
Создано несколько постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные.
На базе музея школы действуют секции: поисково-собирательская, массово-просветительская, оформительская и другие, работает краеведческий кружок « Музейное дело». Музей – центр военно-патриотического воспитания. На его базе проводятся встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий, тружениками тыла и героями труда, уроки мужества, экскурсии в школьный музей, а также посещение других музеев и памятных мест города Благодарного.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины; сохранение исторической памяти и наследия воспитание патриотизма и бережного отношения к историческим и культурным объектам, памятникам; развитие интереса к истории и краеведению, формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств, убеждений, ценностей.
Основные задачи работы школьного музея исторического краеведения МОУ СОШ № 15 : - через конкретный краеведческий материал осуществлять связь со своей малой Родиной, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, своему району, селу;
- развивать интерес к истории, к изучению и сохранению собственной культуры, памяти народа; формировать представления о неразрывной связи исторических судеб народа родного края с историей своей страны.
- приобщать обучающихся к общественно-полезной деятельности по сбору краеведческих материалов, охране памятных мест, памятников истории и культуре родного края
- пополнение музейных фондов материалами по истории родного края, по истории школы, о выдающихся земляках;
- учёт и хранение собранных материалов, документов; оформление и экспонирование материалов; проведение экскурсий для обучающихся и гостей школы.
Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.
Направления работы:
1. Военно-патриотическое - сбор и изучение материалов об участниках и ветеранах ВОВ; сбор материала и встречи с участниками боевых действий в Чечне, Афганистане, ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС.
2. Краеведческое – всесторонне изучение родного края, истории школы: участие в районных конференциях, экспозиции, посвящённые ветеранам школы и др.
3. Изучение музейного дела – обучение навыкам работы в музее: сбор и изучение материалов, подготовка экспозиций, подготовка экскурсоводов, проведение экскурсий, работа с фондами.
2. Роль школьного музея в воспитании и обучении
Анализ документации музея исторического краеведения, работа по созданию картотеки экспонатов основного и вспомогательного фондов музея показали, что материал, собранный за время работы музея огромный. Но недостаточно собрать краеведческий материал, необходимо его проанализировать, выявить историческое содержание и значимость, оформить для экспозиции и выставки. Этим и занимаются обучающиеся школы – члены краеведческого кружка «Музейное дело» под руководством педагога Болоцких Ирины Васильевны.
Собранный материал и экспонаты служат основной для проведения исследовательских работ по разным направлениям. В выполнении такой работы и состоит обучающая и воспитывающая деятельность школьных музеев. Проводя краеведческие исследования, обучающиеся, не только погружаются в историю своего края, но и учатся её анализировать, оформлять и представлять её в виде экспозиций, докладов на районных и областных конференциях. Собранные материалы и исследовательские работы затем становятся частью вспомогательного фонда музея.
Примерами подобных исследований, созданных на базе материалов музея, являются: Исследовательские работы по направлению :
« Положение Ставропольского края в период Великой Отечественной войны», работу выполнила ученица 9 класса «А» Островерхова Валерия
Классный руководитель: Бородина Т.И.
Детско-юношеский литературно-художественный конкурс «Я помню! Я горжусь!» номинация «Фронтовой альбом» тема «Солдат Победы» .
Краеведческая конференция среди учащихся 10-11 классов «История войны – в истории семьи» номинация «Дети войны», тема «Детство, опалённое войной», 2018 г, руководитель Болоцких И.В.
Школьный конкурс исследовательских работ «Памятники воинской славы Благодарненского района», 2012 г., руководитель Васильева Ю.И.
Конкурс исследовательских работ юных краеведов Всероссийского движения «Отечество», посвящённый 70-летию Великой Победы, исследовательская работа «Труженики тыла в годы ВОВ», 2014 г., руководитель Шерстобитов В.В.
Результат работы музея - участие в конференциях, грамоты различного уровня .
История не является статической наукой, жизнь не стоит на месте, постоянно происходят важные события в истории, находятся новые материалы и экспонаты для уже исследованных тем.
На основе материалов школьного музея обучающимися были оформлены Книги Памяти, посвящённые 70-летию Победы в ВОВ.
Например, на сайте «Память народа» были обнаружены копии наградных листов ветеранов ВОВ Карандина Тимофея Георгиевича и Скорнякова Дмитрия Демьяновича , которые стали экспонатами вспомогательного фонда.
Школьные музеи обладают огромным образовательным и исследовательским потенциалом. На протяжении времени действия школьного музея было создано множество исследовательских работ, касающихся различных аспектов истории и жизни родного города.
Школьные музеи обладают огромным образовательным и исследовательским потенциалом. На протяжении времени действия школьного музея было создано множество исследовательских работ, касающихся различных аспектов истории и жизни родного города.
В перспективе планируется оформить уголок избы с иконами и люлькой, одеть манекены в русские народные костюмы, дополнить композицию ,посвященную ВОВ 1941-1945 г.г. формой военных лет. Провести выставку значков, а также провести исследовательскую работу по истории нашей страны, связанной с данными экспонатами.Расширить краеведческую работу не только в рамках исторического краеведения, но и в рамках географии родного края. Например, создать геологическую экспозицию в музее, где будут представлены горные породы нашей местности.
Музейные уроки
Использование экспозиций, материалов музея школы на уроках, на занятиях внеурочной деятельности и кружках активно выполняет образовательную и воспитательную функции.
Технологией воспитания гражданской толерантности является - применение различных форм работы: классные часы, экскурсии, уроки памяти, викторины, интеллектуальные игры, образовательный туризм – экскурсии (виртуальные) по местам боевой славы.
Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но вот беда: оно всегда рядом. И это объективно... Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит, он их не любит. Если человек не любит старые улицы, старые дома — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране».
Актив и руководителя Школьный музей исторического краеведения МОУ СОШ № 15 равнодушными назвать нельзя. Поисковая работа краеведов позволила установить имена всех наших земляков - участников Великой Отечественной войны, собраны фотографии, удалось наладить связь с их родственниками. В музее весь материал систематизирован. Руководитель и активисты музея регулярно проводят экскурсионную работу. Краеведческий материал музея используется в обучении и воспитании, помогает расширить пути познания, приблизить преподавание к жизни, способствует воспитанию любви к своему краю, желанию охранять и беречь наследие предков. Ведь история родной земли прочными, кровными нитями связана с сегодняшним днем, с насущными проблемами современности.
Школьный музей позволяет не только заинтересовать ребят знаниями о своём крае, но и стимулировать исследовательскую, поисковую работу. Чтение краеведческой литературы, местной печати побуждает сохранить этот интерес на долгое время.
Школьный музей - это мир поиска, увлечений, открытий малых фактов, за которыми стоит история края и большая история. Пока ребята ведут поиск, музей будет живым, интересным делом.
Таким образом, главная задача работы школьного зала исторического краеведения - воспитание патриота, человека не безразличного к истории и судьбе.
Добро пожаловать !